Хранение и транспортировка живой рыбы

Живая рыба имеет высокую пищевую ценность и является наилучшим сырьем для приготовлении различных рыбных продуктов.

Основными поставщиками живой рыбы являются озерно-прудовые рыбоводные хозяйства. В живом виде реализуют озерную и речиую рыбу (сом. лещ, сазан, жерех, шука, карась), проходных или полупроходных рыб. прудовую рыбу (осетровые, карповые, форель), а также рыбу заливов и внутренних морей (судак, треска, камбала). Рыболовство во внутренних водоемах носит сезонный характер.

Морские рыбы менее живучи, чем пресноводные, требуют особых условий содержания и в живом виде доставляются редко. В некоторых странах (Дания, Норвегия, Швеиия), в приморских городах РФ (Мурманск) в торговлю поставляют в живом виде треску, сайду, морскую камбалу, а на Дальнем Востоке в сетных мешках доставляют сельдь, лосося, скумбрию и некоторых других рыб при ловле их ставными неводами. В Астрахани сомов, осетров, шук привозят в специальных лодках, на которых имеются приспособления для нахождения рыбы в проточной воде. Сетные мешки подвешивают к кунгасу или специальной деревянной рамс, к которой для повышения плавучести подвязывают бочки. Емкость сетиого мешка зависит от вида рыбы и может быть до 100т. Длина сетных мешков достигает 6 м, а скорость транспортирования не превышает 2...3 км/ч Максимальная продолжительность хранения и транспортировки живой рыбы с места лова до рыбоперерабатывающего предприятия в теплое время года не должна превышать З...5сут, в холодное — Юсут. Для заготовки и реализации в живом виде пригодна только здоровая упитанная рыба Больная, травмированная и утомленная рыба быстро погибает за время перевозки и хранения. Поэтому рыбу, предназначенную для реализации в живом виде, осторожно вынимают из орудий лова и пересаживают в специальные емкости, находящиеся на добывающем судне, или в специальные живорыбные изотермические суда.

С берегового рыбоперерабатывающего предприятия до места реализации рыбу перевозят в живорыбных железнодорожных вагонах или живорыбных автомашинах (изотермических цистернах). В теплое время года длительность транспортировки живой рыбы по железной дороге — бсут, а в автоцистернах — не более 15 ч.

Для нормального хранения и перевозки большинства видов рыб в живом виде содержание кислорода в воде должно быть не менее 4 мг/л, а для форели — ие менее 7мг/л. В процессе хранения рыбы содержание кислорода в воде уменьшается, поэтому необходимо принимать меры к обогащению среды кислородом путем периодической или непрерывной смены водной среды или применением принудительной аэрации воды. Наряду с содержанием кислорода, большое значение имеет температура воды, т. к. с ее повышением растворимость кислорода в воде уменьшается, а также стимулируется развитие в ней гнилостной микрофлоры. Лучше содержать рыбу в воде с пониженной температурой порядка 3...6 "С. а экстремальные значения не должны превышать 30 °С.

Для перевозки и хранения живой рыбы не может быть использована водопроводная хлорированная вода, т. к. даже небольшие количества хлора (0,2...0,3 мг/л) нарушают механизм дыхания рыб и приводят к их смерти.

При транспортировке н хранении живой рыбы должны быть соблюдены необходимые нормы посадки (соотношение рыбы и воды). В среднем в 1 м1 воды можно содержать от 50 кг (в летиее время) до 200кг (в холодное время года) рыбы.

В местах реализации (магазины) живую рыбу содержат в аквариумах разнообразных конструкций.