Спиннинговая ловля карпа и сазана

Впервые я поймал карпа на спиннинг в Подмосковье в 1995 году в пруду у железнодорожной станции «Черная» Нижегородского направления. Здесь его разводят, а я частенько приезжал сюда за окунем. И вот на очередной проводке небольшого твистера после паузы, в момент отрыва приманки от дна, последовала мягкая поклевка, тут же, после подсечки, перешедшая в могучую потяжку. Поначалу я даже не понял, с кем имею дело, настолько нетипичным было поведение рыбы. Не буду рассказывать, каких сил мне стоило вывести рыбу на тонкой снасти, не передать словами и радость победы над почти пятикилограммовым бронзовым красавцем. А вот поклевка была очень интересная: легкое касание-пощипывание; почему- то сразу показалось, что пробует твистер крупная рыба.

Впоследствии я не раз встречался с этой «изучающей» поклевкой, но в тот день, воодушевленный успехом, продолжил ловлю, и через час-второй карп, правда, значительно меньше первого, пополнил мой улов, повторив в точности первую поклевку. Все это натолкнуло меня на мысль, что поимка карпа не случайна, и я решил продолжить свои изыскания в области ловли карпа спиннингом.

Продолжить эксперимент «по горячим следам» мне не удалось — не сложилось. Лишь в следующем году, попав в июне на Ахтубу в район Сасыколей, я решил продолжить начатое, благо времени было — хоть отбавляй. На хищнике я отвел душу уже в первые дни, а сазан брал настолько активно, что за утро можно было донками на ракушку, пучки червей или жмых выловить 5-7 штук.

Конечно же, я тоже уделил время традиционным способам ловли сазана, выбрав местечко между двух затопленных деревьев. За одно я привязывал лодку, а к другому, расположенному ниже по течению, примерно в 30 м, забрасывал донки. В результате за два дня я поймал 12 сазанов и было 7 сходов. К концу второго дня сазан начал «хулиганить», объедая ракушку частями, уже не было столь верных могучих поклевок, как в начале ловли. Отведя душу и убедившись, что рыба отлично берет и на выбранном месте ее много, я решил поэкспери-ментировать со спиннингом. Для пущей наглядности и памятуя о том, что «ловить рыбу надо там, где она есть», решил на всякий случай прикормить сазана. На Ахтубе это, мягко говоря, не принято, но на что только не пойдешь ради эксперимента! Я подготовил прикормку, в составе которой была сухая смесь, перловая и пшенная каши, горох, кукуруза, резаное мясо ракушки и даже рубленые черви (в тех местах червь жуткий дефицит, и мои друзья-поплавочники поклялись утопить меня к вечеру за растрату, если не вернусь с уловом).

И вот лодка на прикормленном месте. Со времени обильного приваживания прошло около получаса. Представляя, какая «давка» сейчас происходит на дне, готовлю снасть — надежный спиннинг с тестом от 5 до 28 г, тонкая, но прочная плетенка, приманка — силиконовый червь, ароматизированный составом Power Bait, на поводке длиной около 20 см ниже скользящего грузила.

Ну, с Богом! Первый заброс — прямо под корягу, благо дно здесь я еще вчера «прощупал» донками. Глубина — метра три, течение умеренное, зацепов нет. Кладу грузило на дно и начинаю выполнять проводку: кончиком удилища выполняю несколько плавных потяжек, не отрывая грузило от дна, при этом червь играет у дна, затем отрываю грузило, делаю потяжку на 30-40 см длиной, кладу грузило на дно и вновь повторяю подергивание на месте. Когда удилище уходит назад за вертикаль, подматываю леску, наклонив спиннинг, и начинаю проводку снова. На втором цикле чувствую резкую бойкую поклевку: так клюет, по-моему, мелочь. Подсекаю и вытягиваю густеру весом граммов триста. Червь глубоко во рту. На втором забросе опять густера. На третьем — окунь. На четвертом, пятом и шестом забросах — вновь пучеглазая густера. Да сколько можно!

Может, зря я все-таки прикормил?! Но вот уже четыре заброса, а поклевок нет. Видно, густера отошла. На одной из проводок вдруг чувствую уверенную поклевку, как будто кто- то аккуратно и в то же время сильно пробует червя. И вот подергивание переходит в могучую потяжку. Подсечка! Что тут началось! Удилище в дугу, леска звенит. Это вам не на донку напролом тащить!

Рыба попалась крупная, повозиться пришлось изрядно. Наконец бронзовый слиток в подсачеке. На глаз килограммов семь, не меньше. Удовольствие, я вам скажу, непередаваемое. Придя в себя через несколько минут, продолжаю ловлю. Буквально с третьей проводки опять поклевка. И вновь азартная борьба с сазаном. Этот поменьше. Через пять минут вновь поклевка, и еще один сазан становится моим трофеем. После четвертого вы-ловленного «поросенка» начал экспериментировать с приманками. Снял скользящее грузило, поставил небольшой меховой стример с груз-головкой из вольфрама, выполнил ступенчатую проводку — поклевок нет. Уже собрался было менять приманку, как почувствовал легкое прикосновение к ней, на всякий случай подсек и не прогадал — взял пятого сазана. Больше поклевок на стример не было. Я перешел на довольно крупный ароматизированный твистер, и после второй проводки засек нечто, с чем пришлось бороться минут пятнадцать. Дело закончилось сходом и трясущимися руками. Через полчаса опять поклевка. С трудом выволакиваю крупного, под 10 кг, сазана. Коричневато-бежевый твистер с небольшой головкой полностью во рту, крючок засел в мясистом небе.

В общей сложности я поймал в тот день 9 сазанов. Вечером, отметив открытие с друзьями, мы решили на следующий день выйти в свободный поиск сазана со спиннингом, договорившись до вечера не вставать на прикормленное место. Результатом этой вылазки стал целый ряд судаков, несколько окуней, полтора десятка крупной густеры и, что интересно, на четырех рыбаков — всего 4 сазана. Все они были пойманы на ароматизированный стример из меха черного или серого цвета. После обеда я вновь отправился на прикормленное место, но уже вместе с моим приятелем. И до заката мы двумя спиннингами поймали шесть сазанов. И ни одной поклевки другой рыбы! Вывод — прикармливание в нашем случае действует! Видимо, сазан вытеснил с «кормного» участка всю мелочь. Впоследствии эта гипотеза подтвердилась: на прикормке сазан ловится лучше, предпочитая различные силиконовые приманки, а во время «свободного поиска» он берет чаще на меховой стример.

Во время следующих своих поездок на Ахтубу, низовья Урала и Дона я неоднократно ловил сазана спиннингом на прикормленных местах и практически всегда успешно. Удовольствие от борьбы с могучей рыбой на тонкой чувствительной снасти описать невозможно — это надо испытать самому.

В Подмосковье мне не раз доводилось ловить карпа спиннингом в карпоразводных прудах. Такого клева, как на Ахтубе, конечно, здесь нет. Видимо, все-таки сказывается хорошая кормовая база, да и карп, конечно, не сазан. Он капризнее и ленивее своего дикого собрата, но тем не менее ловить его интересно. На прудах у станции «Черная» Нижегородского направления я регулярно ловил и ловлю карпа на небольшой черный или темно-красный твистер. В заброшенных прудах у станции «Портновская» Белорусской ж/д частенько садится хороший карп в начале лета на мелкие вертушки и мелкие воблеры — имитацию головастика. В знаменитом крупным карасем пруду у деревни Заворово, под Бронницами, весной и летом частенько берет карп на небольшие «вращалки» серебристого цвета, предпочитая Aglia Long №1, и местные рыболовы ловят его в это время вперемешку с окунем на резинку с насадкой мелкой верхоплавки! Вот так! Карп на живца!

Напрашивается вывод: в ловле «мирных» рыб спиннингом последнее слово еще далеко не сказано. Многое еще предстоит открыть и испытать. А разнообразие видов «белой» рыбы и объектов, входящих в их кормовую базу, обеспечит вам поле для экспериментов на долгие годы.