Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия России

Состояние предприятий рыбохозяйственного комплекса можно косвенно оценить по динамике их хозяйственной деятельности. Товарный выпуск продукции за годы перестройки снизился в 1,64 раза, консервов — в 6,8 раза, муки кормовой — в 3,3 раза Потребление рыбы и морепродуктов за период с 1989г. по 2000 г. уменьшилось в 2,33 раза в пересчете на душу населения (табл. 1.1).
Тае з и ца 1.1. Основные показатели деятельности рыбохозяйственного комплекса России за 1989...2000 гт.

Снижение добычи и переработки рыбы произошло по ряду причин: переход на новую систему хозяйствования способствовал резкому росту пен на топливо, поэтому традиционный промысел в отдаленных районах стал нерентабельным, разрушились традиционные связи между добывающими и перерабатывающими предприятиями, уменьшилась покупательская способность населения, в цепочке между добычей — переработкой и покупателями возник ряд посредников, способствовавших наряду с объективными другими причинами росту иен на добытую продукцию. Были и другие факторы, способствовавшие спаду производства, такие как несовершенство налоговой системы, не всегда корректно проведенная приватизация, и тому подобное.
На начало 1999 г. было приватизировано около 90% предприятий рыбной отрасли; 57% добывающих судов стали собственностью акционерных обществ; всобст- 1.2. Рыбодобы-ающие и рыбоперерабатывающие предприятия России венности рыболовецких колхозов находится 24% судов. На долю различных товариществ и частных предпринимателей приходится 15,5% судов и 2,5 % находится в собственности совместных предприятий. В государственной собственности осталось 4,5% рыбодобывающихсудов. Одновременное приватизацией флота происходил процесс перехода в частные руки владельцев рыбоперерабатывающих береговых производств. Этот процесс сопровождался разукрупнением высококонцентрированных производств. В результате обшее количество предприятий в рыбной отрасли к 1998 г. увеличилось до 2398 единиц, при этом у свыше 1500 малых предприятий отсутствовали оборотные средства, и ощущалась нехватка основных фондов, что предопределяло низкую эффективность их деятельности. Емкости холодильников в рыбной отрасли сократились за десятилетний период в 1,3 раза.

В 1999 г. наметилась тенденция к некоторой производственной активности в рыбной отрасли. Эту тенденцию можно проследить по поступлению налоговых платежей в бюджетную систему. Например, обшие поступления налоговых платежей от предприятий рыбной отрасли за 9 месяцев 1999г. составили 2132,5 млн руб., а непосредственно в федеральный бюджет — 696,6 млн руб. Зги поступления превышают таковые за весь 1998 г. в 3,2 раза [21. Однако, рассматривая современное состояние флота России, можно проследить ряд негативных тенденций. Около 40% судов имеют сроки службы, превышающие нормативные. Поэтому наблюдается постепенное снижение численности самоходного флота рыбной промышленности. Например, на 01.01.2000г. численность флота составляла 5620 единиц мощностью 4923,2тыс. л.е., а на 01.01.2001г. она составила уже 5464 единиц мощностью 4850,9тыс. л. с. По составу — самоходный флот рыбного хозяйства России состоит примерно из 61 % добывающих судов, 23% обрабатывающих судов, 11,5% транспортных судов, 4,5% судов оперативной и перспективной разведки, вспомогательных, специальных и технических судов [3].

В настоящее время на правительственном уровне принимают систему мер за-конодательного, организационного и экономического содержания, направленную на выход предприятий рыбной отрасли из кризиса. В соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства планируется постепенное увеличение вылова водных биологических ресурсов и постройка новых судов различных типов, в том числе и крупных, на российских верфях (табл. 1.2) [2].

До 2015 года планируется существенно обновить промысловый флот России, тем более, что у судов старой постройки имеют место большие затраты топлива на единицу выпускаемой продукции. Расход топлива по типам судов Северного бассейна, работающих в Баренцевом море.

Суда современной постройки имеют меньший расход топлива, поэтому они эффективнее. К 2015 году планируется построить 1120 судов, из них 330 крупных и 540 средних судов. С постройкой высокоэффективных крупных судов возрастет, вероятно, доля добычи рыбы в открытой части океана и в экономических зонах иностранных государств.
Однако постройка новых судов слабо стимулируется государством, поэтому при существующей политике развития рыбной отрасли, вряд ли профамма обновления флота будет выполнена.